|
Исаакиевская площадь . Фото - Я.Бродский, 1942 г. |
Огромный ущерб был нанесён и архитектурным памятникам города на Неве и его пригородов.В начале войны были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы, такие как памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие, были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, защищенный песчаной насыпью и накатом из бревен, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.
|
Сфинкс, закрытый дощатым футляром, фото 1941 г. |
Если памятник можно было снять с пьедестала, его закапывали под землю: знаменитые скульптуры Летнего сада, памятник Александру III, вздыбленные кони с Аничкова моста скульптора Петра Клодта были обёрнуты тканью и зарыты под землю до окончания войны.
|
Извлечение из-под земли конных скульптур с Аничкова моста, фото 1945 г
Одновременно с этим намеренно незащищенными и открытыми для города были оставлены памятники выдающимся русским полководцам: Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли. Образы героев прошлого должны были вдохновлять ленинградцев на борьбу с врагом.
Архитектуру скрыть от глаз врага было гораздо сложнее. Многие здания Ленинграда, которые могли бы служить ориентирами при авианалётах, были тщательно замаскированы. Для этого использовались полотнища с изображенными на них ложными архитектурными элементами зданий и защитные сетки, с нашитыми кусками ткани, раскрашенными под цвет растительности. Нередко, для достижения большей убедительности, в маскировочные сети вплетались настоящие ветви деревьев. |
|
Маскировка Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда |
Одним из самых сложных объектов для маскировки стали многочисленные вертикальные доминанты города: купола и шпили соборов легко обнаруживали себя не только габаритами, но и ярким блеском позолоты. Было принято решение покрывать блестящие элементы серой краской — чтобы они сливались с цветом ленинградского неба. Сохранности памятников это не угрожало, поскольку при помощи специальных химикатов краска легко смывалась, не причиняя вреда позолоте.
Многие венчающие элементы зданий маскировали специальными чехлами. Так, купол Инженерного замка, Крестовоздвиженская церковь и многие другие были закрыты специальными чехлами из парусины и мешковины.
|
Маскировка Пропилеев Смольного в период блокады Ленинграда. Фото 1942 г., архив Мемориального музея Обороны и блокады Ленинграда.
Многие мосты в Ленинграде маскировали «под руины»: установленные деревянные бутафорские конструкции не мешали движению транспорта, но создавали иллюзию разрушений. Здания вокзалов также маскировали под руины, а неподалёку сооружались временные ложные дублеры. Ложным вокзалам немало доставалось во время налетов вражеской авиации, в то время как реальные транспортные узлы оставались нетронутыми. Рельсы, ведущие к ним, также покрывались защитной краской — чтобы блеск полированной стали не раскрыл план маскировщиков. Тем не менее, несмотря на частичную маскировку, от вражеских обстрелов серьезно пострадали многие здания Ленинграда: помещения Гостиного двора, Кунсткамера, церковь Святой Екатерины, Юсуповский дворец, Русский музей, Шуваловский дворец, Николо-Морской собор, здание Сената, Инженерный замок и многие другие.
Пострадавшие за время блокады Ленинграда и немецкой оккупации пригородов здания и ансамбли, на протяжении всей второй половины ХХ века восстанавливали и собирали по крупицам реставраторы, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления, были утрачены навсегда.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий