Научно-исследовательская работа в развитии успешности обучающихся


Каргапольцева Н.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», директор Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ»


Уважаемые педагоги и обучающиеся
общеобразовательных организаций, СПО и дополнительного образования!

В условиях образовательного взаимодействия Оренбургского государственного университета, Ассоциации «Оренбургскийуниверситетский (учебный) округ» и коллектива Дворца творчества детей имолодежи г. Оренбурга в течение двух десятилетий успешно реализуются инновационные проекты «Университетский тьюториал для старшеклассников», «Университетский лекторий», «Конкурс исследовательских работ учащейся молодежии студентов Оренбуржья», главная цель которых не только активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике, но и способствовать осознанному выбору будущей профессиональной деятельности на основе индивидуального консультирования, сопровождение подготовки исследовательских работ и участия в научно-практических конференциях, развитие у обучающихся презентативных умений и навыков публичной защиты.
Еженедельно около 200 старшеклассников из образовательных организаций Оренбурга и Оренбургского района при поддержке Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга на базе ОГУ участвуют в групповых и индивидуальных занятиях по различным образовательным областям: история, краеведение, география, химия, биология, информатика и электротехника, математика, физика, английский язык, русский язык и литература, экономика, экология и БЖД, психология и др. Среди преподавателей – высококвалифицированные специалисты: доктора, кандидаты наук.
Реализации современных подходов к профессиональной ориентации обучающихся способствует Национальный проект "Образование" (2019 -2024 гг.), включающий девять федеральных проектов, такие, как "Современная школа", "Успех каждого ребенка"(дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых школьников, детские технопарки "Кванториум", центры выявления и поддержки талантов, центры развития современных компетенций детей на базе университетов, профориентационный проект "Билет в будущее" для школьников 6-11 классов), "Современные родители", "Цифровая образовательная среда" (высокоскоростной интернет, электронные журналы, дневники, бухгалтерия, системы прохода и питания по электронным карточкам; виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории; Центр цифровой трансформации образования (аналитическая, организационная и экспертная работа в этой области); "Учитель будущего" (Национальная система учительского роста); "Молодые профессионалы" (модернизация профобразования,  чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills, межрегиональные центры опережающей профессиональной подготовки, мастерские с современной материально-технической базой); "Новые возможности для каждого" (единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам); "Социальная активность" (центры поддержки добровольчества, волонтерские проекты); "Повышение конкурентоспособности российского высшего образования"( проекты: "Вузы как центры пространства создания инноваций", "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Экспорт российского образования").
Внедрение ФГОС нового поколения в начальной, основной, а в ближайшее время и в старшей общеобразовательной школе обязывает каждого школьника:
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; иметь способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
В соответствии с ФГОС Основная образовательная программа определяет и реализует образовательный процесс не только через урочную, но и внеурочную деятельность,  причем внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Для всех старшеклассников (10-11 классы) обязательным является Индивидуальный проект, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Таким образом, современная образовательная ситуация актуализирует научно-исследовательскую работу обучающихся (НИР) и ее методическое сопровождение учителем, педагогом дополнительного образования, университетским преподавателем и, возможно, родителем.
В рамках многолетнего сетевого договора Оренбургского государственного университета, Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» и Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга об образовательном сотрудничестве коллективом университетских преподавателей, консультирующих проекты «Университетский тьюториал для старшеклассников», «Университетский лекторий»,  «Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья», «Интеллектуальное будущее Оренбуржья», подготовлены методические рекомендации не только для юных исследователей, подростков, старшеклассников, студентов колледжей, но и педагогов общеобразовательных школ, организаций дополнительного образования и СПО.
Представленные рекомендации помогут уточнить представления о выборе темы, этапах НИР, правилах оформления, критериях оценки и успешной защиты исследовательской работы, а также алгоритме методического сопровождения педагогом обучающихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий