среда, 14 июля 2021 г.

Методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы школьников. Часть 2

 


Педагогом дополнительного образования с большим опытом работы и высокой результативностью Кусжановой Гульнар Жалелевной, работающей по программе "Юный исследователь" (ссылка на навигатор дополнительного образования для ознакомления и записи) подготовлены методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы школьников. 

2.  Структурные компоненты научно-исследовательской работы

 

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

- титульный лист;

- оглавление (содержание);

- введение;

- основная часть;

- выводы;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

 

 

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам к текстовым документам (ГОСТ 2.105—95). В верхнем поле указывается  полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и заглавие работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается. На титульном листе (в общий объём не входит, но оценивается) указываются: фамилия, имя, отчество (полностью) автора, дата и год рождения, название учебного заведения, класс (без указания буквы), населенный пункт и его административно-территориальное подчинение, домашний адрес, контактный телефон, фамилия, имя, отчество научного руководителя, его должность, звание, место работы, контактный телефон.

Сокращения и аббревиатуры не допускаются.

В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

 

ОБРАЗЕЦ:

 

Областной этап Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ обучающихся «Отечество»

г. Оренбург, Оренбургской области, МОАУ «Лицей №____»

 

 

Номинация: родословие

 

Родословная семьи Петровых-Гладких

 

Серегин Сергей Андреевич,

12.02. 2004 г.

МОАУ «Лицей ___», 9 класс,

тел. 8922………

Руководитель:

 Папин Николай Александрович,

учитель истории

высшей квалификационной категории

МОАУ «Лицей № ___»

тел. 8987……….

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург, 2021

 

 

 

 

 

Содержание (оглавление) помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце.

Введение и заключение не нумеруются. Не думай, что оглавление – это мелочь и не беда, если его нет. Именно с таких «мелочей» начинается культура научного труда.

 

Например:

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….……………….. .3

1.Родословная Петровых-Гладких…………………....…………………………5

1.1.Родословная Гладких по линии мамы …………………...…………………5

1.2.Династии рода Гладких…………………….……...........................................8

1.3.Реликвии рода Гладких…………………….……...………………………..10

2.Родословная семьи Петровых по линии папы……………………………....11

2.1.Профессии семьи Петровых………………………………………………..13

2.2.Недостающие страницы летописи рода Петровых……………………….15

Заключение……………………………………………………………………...16

Список использованных источников…………………………………….........17

Приложение……………………………………………………………………...18

 

Во введении обозначается проблема, актуальность, новизна, практическая значимость исследования, определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников: архивных, картографических, устных и других, степень изученности данного вопроса. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Под целью исследования понимают конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, обосновать, проявить, определить, создать и т.д.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Объем введения – одна-две страницы.

 

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему исследования.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что авторами должны быть критически сопоставлены основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно:

- отразить, определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

- изложить основные методы, направления исследования по изучаемой проблеме;

- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

Во второй части вашего исследования содержится материал, который вы отобрали  для рассмотрения проблемы или для раскрытия темы. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему. Обратите внимание на стиль изложения, пишите просто и понятно, не стройте сложных, запутанных предложений. Избегайте обширных цитат, если они не из собранных вами устных источников, и обязательно делайте библиографические ссылки. В основной части исследования кроме материала, выбранного из разных источников, должно быть твое собственное мнение и твои самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

В основной части исследователь должен показать, умение сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Исследовательская работа всегда содержит цитаты и ссылки на других ученых, на других авторов.

Как правильно оформить цитаты и ссылки в научно исследовательской работе вам поможет раздел 3.2 данного пособия.

В среднем основная часть – 10-13 страниц.

 

Заключение представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В заключительной части обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или одной цели). Но ведь в исследовательской работе невозможно раскрыть всю полноту научной проблемы. Поэтому в заключении следует о перспективах следующих этапов исследования. Но сначала подумай о том, что ещё можно изучить в рамках твоей темы, на какие вопросы ещё можно получить ответы. В итоге получится, что ты обозначаешь перспективу поиска не только для себя, но и для другого исследователя – достойного продолжателя твоего дела.

Любая научно-исследовательская работа имеет список литературы и источников. Для того, чтобы правильно оформить библиографический список, существуют требования к оформлению данного списка литературы и источников.

(См. 3.4 «Требования к оформлению библиографического списка» данного пособия).

Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Сюда помещают материалы объемного характера. Это могут быть архивные чертежи или документы, фотографии, иллюстрации и т. д. подтверждающие исследования. Правильно оформить приложение к научно-исследовательской работе вам поможет раздел 3.3. данного пособия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий