Педагогом дополнительного образования с большим опытом работы и высокой результативностью Кусжановой Гульнар Жалелевной, работающей по программе "Юный исследователь" (ссылка на навигатор дополнительного образования для ознакомления и записи) подготовлены методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы школьников.
На нашем сайте в разделе "Муниципальный ресурсный центр" вы найдете методические рекомендации по подготовке научно-исследовательской работы, подготовленные профессорско-преподавательским составом Оренбургского государственного университета (ссылка на ресурс), работающих по программе "Институт развития личности "Интеллект". Вы можете ознакомится с программой "Институт развития личности "Интеллект" и записаться на нее по ссылке в навигаторе дополнительного образования.
У начинающих исследователей возникает масса вопросов, связанных с организацией исследовательской работы, поиском информации, правилами оформления и процедурой защиты своей авторской работы.
В данных методическом пособии рассмотрен весь процесс подготовки исследовательской работы согласно требованиям конкурсов для обучающихся. Излагаемый материал, в целях логики его изучения, разделен на несколько частей.
Главы первой части служат исходной теоретической базой последующего материала.
В главах второй части последовательно рассматриваются вопросы, связанные с выбором темы для исследования, ее планированию, библиографическому поиску литературных и других источников, их изучению и отбору из них фактического материала.
В третьей части даны требования к оформлению научно-исследовательской работы.
Четвертая часть посвящена представлению на лицензирование и защите работы.
Научно-исследовательские работы обучающихся представляют собой самостоятельно проведенное исследование с использованием опубликованных литературных источников и научных трудов ученых-исследователей, архивных источников, воспоминаний, интервью участников событий, умением логично рассуждать, делать выводы, давать собственные оценки.
Исследовательская работа школьника должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной литературой, документами, терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Создание научно-исследовательской работы способствует:
· развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
· активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся
· интеграции всех основных компонентов воспитания: гражданского, нравственного, эстетического, патриотического, интернационального, умственного развития, политехнического образования и др.
1. Организация выполнения работы:
1.1.Алгоритм работы
Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой:
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблеме;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление материала в виде целостного текста;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите и защита работы.
1.1.2. Выдвижение проблемы исследования
Научная работа - это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Выдвижение обучающимся проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, обществом, информационными системами, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьникам для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
Исследователь стремится познать все стороны изучаемого объекта, восстановить его историю, собрать и сохранить устное свидетельство, документы и фотографии.
Выбирая объект исследования, полезно проконсультироваться со специалистами по направлению исследования.
Процесс подготовки к работе можно условно разделить на три этапа:
1. Следует лучше изучить объект исследования. Например, если это здание или памятник, то, вооружившись фотоаппаратом, обратить внимание на общий вид, отдельные детали строения, его исторические и архитектурные особенности.
Фотографии необходимо подписывать сразу, чтоб не упустить частности. Они обязательно пригодятся как приложение к работе или для формирования собственного архива.
Полезно расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего вас памятника об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы - это важный источник, который следует проверять на точность и достоверность. Стремитесь больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник
2. Библиографический поиск литературы по теме. Необходимо познакомиться с каталогом, картотекой имеющихся материалов любых библиотек, расположенных в вашей местности. Можно обратиться к справочным изданиям, журналам и газетам, чтобы убедиться, что вы не «изобретаете велосипед». Если вы не найдете много материалов по всем темам - это значит, что объект вашего интереса изучен слабо и ценность вашего исследования возрастает.
3. Поиск материала в городских, районных, областных и ведомственных архивах. Хранящиеся в архивах документы рассредоточены по фондам. Архивные фонды в государственных архивах делятся на три основные категории: фонды местных государственных учреждений, фонды общественных организаций (в том числе политических партий) и личные фонды.
В областной архив можно послать запрос по почте, но в большинстве архивов это услуга платная. Лучше самому посетить архив, написав письмо–отношение, адресованное в дирекцию данного архива. В этом письме, завизированном печатью школы и подписью директора, должна содержаться просьба о допуске вас для работы с архивными документами. В нем также должны быть оговорены: тема вашего исследования, приблизительные хронологические рамки и цель работы. Обычно в архив учащиеся допускаются с родителем или научным руководителем.
Например:
Директору Государственного архива Оренбургской области
ФИО________________________
О допуске к работе
с архивными документами
Администрация МБОУ «СОШ №________» города Оренбурга просит Вас оказать методическую помощь и предоставить материалы по теме исследования ____________ учащейся 11 класса ______ и учителю истории_________, для написания исследовательской работы: _____________________Хронологические рамки ________________ гг.
Ссылки на источники материалов будут приведены в данной исследовательской работе и публикациях, в которых они будут использоваться.
Директор школы: ФИО _____________
Получив разрешение от дирекции архива на работу с документами, вы должны сначала изучить путеводитель по архиву и выписать номера заинтересовавших вас архивных фондов. В читальном зале можно получить описи по фондам, где даются названия конкретных дел. Заказанные по описи дела, как правило, можно получить в читальном зале через несколько часов, а то и дней. Для выписок из архивных документов, книг, сборников заведите тетрадь. Делая выписки, не забывайте записывать номер фонда, описи, дела и места - это необходимо для правильного оформления ссылок.
Например:
ГАРФ. Ф. Р-9402. Оп. 1а. Д. 2. Л. 78. Типографический экземпляр;
ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 466. Л. 58. Подлинник.
В городском архиве Оренбургской области находятся не только материалы нашего города, а также отдельные областного и могут быть документы семейных фондов. В городских архивах имеются интересные документы, порой изученные гораздо хуже, чем материалы центральных и областных архивов, где регулярно работают «взрослые» историки, студенты и другие посетители. Здесь в фондах можно найти списки «лишенцев», документы о закрытии церквей, об отношении населения к тем или иным социальным явлениям, экономическим трудностям. Огромный интерес представляют письма рядовых людей «во власть», которые могут храниться в отделе социального обеспечения (собесе), в редакции районных газет до горкома партии.
В нашей стране существуют еще ведомственные архивы по всем отраслям жизнедеятельности государства (экономика, наука, силовые структуры и т. д.).
Некоторые региональные управления Федеральной службы безопасности часть своих документов (следственные дела) передали в государственные архивы, которые стали более или менее доступны для историков. В Москве они поступили в ГАРФ, а в других городах (Екатеринбург, Оренбург и т. д.) в центры документов новейшей истории.
К оперативным документам (рапортам, агентурным запискам, доносам и прочим) доступ везде затруднен. Если вам нужно выяснить судьбу вашего репрессированного родственника, вы должны будете, прежде всего, послать в местное управление ФСБ официальный запрос по поводу судьбы интересующего вас человека и выяснить, где хранится его следственное дело. Адреса ведомственных организаций можно найти в открытом доступе в интернете.
Если вам необходим материал о людях, которые состояли в коммунистической партии или занимали определенные посты (номенклатурные сотрудники), то на них должны быть собраны личные дела, которые, скорее всего, хранятся в архивах новейшей истории. В отношении партийных руководителей, директоров заводов, крупных учреждений, военного командного состава могут существовать разные дела - как в областном центре, так и в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). К сведению, в составе фондов РГАСПИ находятся все материалы Центрального архива комсомола.
Запросы о героях ваших исследований в центральные архивы можно посылать напрямую, а в архив Министерства обороны – через военкомат.
4.Поиск в библиотеках и архивах музеев, епархий, отделах администрации города и разного рода организациях.
Итак: научитесь правильно составлять библиографическое описание используемой литературы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий