Автор – Щербинина Юлия Сергеевна, заведующий секцией, педагог дополнительного образования отдела научно-исследовательской деятельности обучающихся
Есть люди, которые своей энергетикой, своим магнетизмом с первой минуты влюбляют в себя. Это случилось, когда я переступила порог газеты «Вечерний Оренбург» и познакомилась с его редактором Александром Васильевичем Старых.
У его стола была бесконечная вереница людей: ему несли газетные полосы, нечитанные материалы, бумаги на подпись; телефон разрывался от звонков. Уходя, сказала: "Какая же у Вас сложная работа!" На что он с улыбкой ответил: "Вот придешь к нам - легче будет!" Тогда я и подумать не могла, что стану частью этого одиозного коллектива.
Через пять лет началась моя летопись в самой тиражированной в то время газете. А Александр Васильевич стал моим шефом, моим гуру.
Это он – профессионал с высочайшей планкой - научил меня верить в себя и любить читателя. Научил бережно относиться к слову. Быть социально ответственной. С ним мы ходили в театр, обсуждали книги и фильмы, посещали храмы. Это он открыл нам Галича. Его песни (а еще и Визбора, и Окуджавы) любили слушать в исполнении шефа под гитару.
Александр Васильевич был очень требовательным к качеству публикации. "Материал должен быть как пасхальное яичко!", - говорил он почти на каждой планерке. Он не жалел ни сил, ни времени на правку, на выбор фотографии. Полоса могла переверстываться по нескольку раз. В день сдачи газеты засиживались на работе до 12 ночи, а бывало и до трех. Материал в буквальном слове препарировался: Александр Васильевич въедливо вчитывался в каждое слово, в каждую букву.
Когда шеф вычитывал свежесверстанные газетные полосы, вся редакция замирала: лишь бы без косяков! Знали, Александр Васильевич не прощает халтуры и невнимательности. За это он отчитывал. Но когда выходил номер, когда звонил благодарный читатель, все понимали - не зря! Поэтому и журналисты "Вечерки" ходили гоголем - за газету не стыдно.
Помню, как в редакцию приводил юных корреспондентов «Винтовой лестницы» городского Дворца творчества детей и молодежи познакомить с устройством редакции. Ребята смотрели на него – импозантного, эрудированного, влюбленного в свое дело, - с восторгом: сам главный редактор дает им уроки! Он никогда не жадничал: с удовольствием делился всем, что знал. Более того, Александр Васильевич скрупулезно готовился к занятиям: собирал газетные вырезки, подбирал интересную информацию, цитаты. Занятия проходили на Хлебном. Со школьниками он разговаривал, как со студентами, а требовал с них, как с профессиональных журналистов. В течение года он водил ребят на художественные выставки, знакомил с творческой элитой города, в общем, как мог, расширял их социокультурные границы. Поэтому неудивительно, что многие из его воспитанников стали журналистами – он влюбил в профессию, научил ее премудростям.
В школе журналистики ДТДиМ еще требовался педагог по печатной журналистике. И я по совету Александра Васильевича устроилась во Дворец по совместительству. На контрасте с ним мне страшно было вести занятия у тех же ребят. (И когда у меня была в командировка в Москву, я первым делом пошла в книжный магазин на Новом Арбате, где купила несколько книжек по журналистике. И еще много литературы по списку Александра Васильевича). В «Винтовой лестнице» занимались талантливые юнкоры. Некоторые даже подрабатывали в редакции в летнее время. Связь с выпускниками «Винтовой» поддерживаем до сих пор.
Работая с обучающимися, я отталкивалась от практики, от журналистских стандартов, с которыми меня познакомил наставник – Старых. Он воспитывал читателя, дотягивал до своей культурно-духовной планки. Поэтому в «Вечернем Оренбурге» так много было материалов о культуре и искусстве, о литературе и православии, об истории Оренбурга.
«Очаровал он меня и тронул до глубокого сердечного волнения своими статьями о нашей русской деревне, о возрождении Православия в Оренбуржье и удивил высоким художественным уровнем критических эссе, тем, как обогатил и расширил он возможности современной публицистики, вернув в нее живые чувства живых людей, не зараженных повсеместно пропагандируемым шкурничеством, жаждой преуспеяния любой ценой, готовностью пустить «все на продажу», - вот что о нем написал Секретарь Союза писателей России, доцент Литературного института им.А.М. Горького Геннадий Красников.
Большое счастье, когда в жизни встречаешь людей такого формата, как мой шеф, мой гуру, мой наставник. Талантливый, глубокий, ранимый, живо реагирующий на происходящее вокруг. Это он помог расчехлить (пусть и небольшие) профессиональные крылышки. Это он научил не бояться. Это он дал главное наставление: «Живи, как будто на земле рай!».
Комментариев нет:
Отправить комментарий