Исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное научное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных научных задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами работы над
проектом являются:
- o развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- o проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной
- литературе теоретических подходов в области выполняемого исследования;
- o проведение самостоятельного исследования по выбранной тематике;
- o систематизация и анализ данных, полученных в ходе исследования;
- o защита проекта.
В качестве тем для выполнения проектов по физике можно выбрать любую, каким-либо образом связанную с физическими явлениями, процессами; современной техникой и технологией. Проект, как и исследование, может иметь как теоретическую, так и прикладную направленность.
Структура работы
Структура работы должна
быть представлена следующим образом:
o титульный лист;
o содержание;
o введение;
o главы основной части;
o заключение;
o список литературы;
o приложения.
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все составляющие введения должны быть взаимосвязаны.
Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой обзор состояния знания в исследуемой области. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено? Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования.
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца. Как правило, цель исследовательской работы бывает одна, в то время как задач – несколько. Решение задачи позволяет пройти определенный этап исследования. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования, причем отдельные задачи могут быть поставлены как для теоретической (обзор литературы по проблеме), так и для экспериментальной части исследования. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы. Первое представляет собой все то, что делалось при проведении исследования.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. В проекте необходимо дать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении оно ранее изучалось. Такая характеристика дается в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ. Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы учащегося. В экспериментальных работах вторая глава может содержать описание приборов и материалов, необходимых для выполнения работы, методик подготовки образцов, проведения экспериментов и обработки результатов. В теоретических работах в этой главе приводятся основные уравнения и формулы, используемые для описания рассматриваемого физического процесса или явления, методики расчетов величин, характеризующих физический процесс, описание возможностей прикладных программ. Результаты проведенных экспериментов или расчетов представляются в виде схем, графиков или таблиц. Также в этой главе проводится анализ полученных результатов.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и данными из источников, содержащимися в обзоре литературы по проблеме. После этого следует сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
В тексте числа или конкретные примеры служат для иллюстрации полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые.
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Выводы в заключении могут тезисно, по порядку выполнения задач, излагать результаты исследования.
Нужно хорошо понимать
различие текста работы и устного доклада по ней.
Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, перегрузка его “лишними” данными. Для освещения сути исследования 5-10 минут вполне достаточно. Все остальное, если у аудитории возник интерес, излагается в ответах на вопросы.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы. В приложении даются материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, вывод формул и др.
Оформление библиографического списка регламентируется правилами в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» либо стандартом, предъявляемым организационным комитетом конференции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий