понедельник, 11 марта 2024 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовила: Яфарова Юлия Расимовна, педагог дополнительного образования

 Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения, общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли Вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно  ли развита его речь? Ведь от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать , а играть вместе с ним, фантазировать, сочинять- вот что необходимо ребенку.

К 6 годам у детей впервые отмечается пристрастие  к играм в слова. Это естественное желание нужно всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Рекомендованные игры:

1.                       «Четвертый лишний»

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например, ваза, роза, нарцисс, гвоздика.

2.                       «Посчитай»

Например, одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…

3.                       «Скажи наоборот»

Взрослый называет какое- либо слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Существительные: смех-…, холод-…, север-… и т.д.

Глаголы: пришел- …, плакал-… и т.д.

Прилагательные: широкий-…, маленький-… и. т.д.

Наречия: далеко-… и т.д.

4.                       «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала любые слова, а потом по лексической теме, например, «Назови фрукты на букву А»

5.                       «Большой - маленький»

Ребенку предлагается придумать уменьшительное название слову, например, ложка- ложечка, стул- стульчик…

6.                       «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадать загадки как можно чаще.

7.                       «Назови, какой»

Учим детей образовывать прилагательные, например, сок из яблок- яблочный…

8.                       «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачки. Например, кого в лесу больше елок или деревьев?

9.                       «Расскажи стихотворение»

Вспомнить знакомые стихотворения. Заучивание стихотворений способствует развитию  памяти и мышления

10.                  «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, проводите беседу по содержанию, учите пересказывать с опорой на картинки, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

·  Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

·  В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

·  Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно- ласкательными суффиксами.

·  Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его.

·  Если ребенок торопится высказать вои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что говорить надо внятно, четко и не спеша

·  Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ответ.

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий