Подготовила: Яфарова Юлия Расимовна, педагог дополнительного образования
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.
Неполноценная
речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование
познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают
проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения, общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно- логического мышления.
Важнейшим
условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая
атмосфера, в которую он погружен с первых дней существования. Поэтому для
овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш
ребенок скоро пойдет в школу. Вам хочется, чтобы он учился с интересом,
радостью, старанием. Но все ли Вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к
этому? Достаточно ли развита его речь?
Ведь от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию
грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных
образов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать , а играть вместе с ним,
фантазировать, сочинять- вот что необходимо ребенку.
К
6 годам у детей впервые отмечается пристрастие
к играм в слова. Это естественное желание нужно всячески поощрять, пусть
игры будут интересными, веселыми, именно благодаря словесным играм происходит
становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности
дошкольников. Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет
кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются
предпосылки письма.
Играя
с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что
эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная увлекательная
игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и
будьте терпеливы при неудачах.
Рекомендованные игры:
1.
«Четвертый лишний»
Ребенок должен назвать,
что лишнее, и объяснить почему. Например, ваза, роза, нарцисс, гвоздика.
2.
«Посчитай»
Например, одно яблоко,
два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок…
3.
«Скажи наоборот»
Взрослый называет
какое- либо слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.
Существительные:
смех-…, холод-…, север-… и т.д.
Глаголы: пришел- …,
плакал-… и т.д.
Прилагательные:
широкий-…, маленький-… и. т.д.
Наречия: далеко-… и
т.д.
4.
«Подбери слово»
Ребенку предлагается
подобрать слово на какой- либо звук, сначала любые слова, а потом по
лексической теме, например, «Назови фрукты на букву А»
5.
«Большой - маленький»
Ребенку предлагается
придумать уменьшительное название слову, например, ложка- ложечка, стул-
стульчик…
6.
«Отгадай загадку»
Загадки учат детей
образно мыслить. Предлагайте детям отгадать загадки как можно чаще.
7.
«Назови, какой»
Учим детей образовывать
прилагательные, например, сок из яблок- яблочный…
8.
«Подумай и ответь»
Предлагайте детям
словесные логические задачки. Например, кого в лесу больше елок или деревьев?
9.
«Расскажи стихотворение»
Вспомнить знакомые
стихотворения. Заучивание стихотворений способствует развитию памяти и мышления
10.
«Расскажи сказку»
Читайте детям сказки,
проводите беседу по содержанию, учите пересказывать с опорой на картинки,
разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для того чтобы речь
ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько
условий.
· Не
старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте
ребенка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны
соответствовать его возрасту.
· В
общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ребенком не торопясь,
звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о
выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно
объясните малышу.
· Не
подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
· Своевременно
устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки,
встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое
лучшее - тактично поправьте его.
· Если
ребенок торопится высказать вои мысли или говорит тихо, напоминайте ему, что
говорить надо внятно, четко и не спеша
· Не
оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить, понятен ли ему
ответ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий