Написание школьной исследовательской работы вызывает определенные трудности. Данный материал поможет определиться со структурой работы и ее содержанием.
Цели и задачи научно- исследовательской работы.
Научно–исследовательская работа
представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося,
раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных
практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и
демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной
терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами научно – исследовательской работы
являются:
-развитие навыков самостоятельной научно-
исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных
практических задач;
-проведение анализа существующих в отечественной и
зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого
исследования;
-проведение самостоятельного исследования по выбранной
проблематике;
-демонстрация умений систематизировать и
анализировать полученные в ходе исследования данные;
-привитие интереса к научной деятельности.
Организация выполнения работы
Выдвижение
проблемы исследования.
Научно – исследовательская работа – это поисковое
исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо
проблемы.
В науке под проблемой понимается противоречивая
ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не
укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Выдвижение обучающимся проблемы для научного
исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и
анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами,
обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию
школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.
Алгоритм работы над научной проблемой.
Существует единый алгоритм, который отражает
этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого
уровня:
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите и защита работы.
Структурные
компоненты научно-исследовательской работы.
Структура работы должна быть представлена следующим
образом:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- главы основной части;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный
лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по
определенным правилам.
Содержание помещается на второй странице. В нем
приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они
начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и
параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня
необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени
смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц
фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой
системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях
номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не
нумеруются.
Во введении, фиксируется проблема, актуальность,
практическая значимость исследования; определяются объект и предмет
исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются
методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть
взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая
способствует определению направления в организации исследования, и представляет
собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания
об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что
нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования
проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование
актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на
вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
После
определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия
объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования
интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление,
порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под
объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в
качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной
группы.
Предмет исследования более конкретен и дает
представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта
рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в
рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении
должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и
практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все
последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование
гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное,
вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для
своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если
отвечает следующим требованиям:
- не включает в себя слишком много положений;
- не содержит не однозначных понятий;
- выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их
- объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
- проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
- не включает в себя ценностных суждений;
- имеет правильное стилистическое оформление.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком
строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо
учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе,
должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие
обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить
следующие аспекты:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия,
- механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
В целом
при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать
кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат
логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими
параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии,
от вида работы обучающегося.
В последующих частях работы, имеющей
опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов
и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования
и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными является:
ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут
подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать
сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие
данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были
включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об
уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты
исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В
приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных
иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается
интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно
делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ
экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо
учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования
- и не требовать дополнительных измерений;
- выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Изложение
содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий
обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к
актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода,
подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять
собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы
основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет
итоговые результаты исследования.
В конце, после заключения, принято помещать список
литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники.
Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в
тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе
выполнения научно - исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного
характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности
испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного
плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

Комментариев нет:
Отправить комментарий