вторник, 10 августа 2021 г.

Научно-исследовательские работы по направлению ГЕОГРАФИЯ

 Основная цель выполнения научно-исследовательской работы по дисциплине «География» – формирование компетенций и способностей к научно-исследовательской работе, позволяющих:

       систематизировать, углубить и укрепить полученные теоретические знания и практические навыки, использовать эти знания и навыки в решении актуальных теоретических и практических проблем;

       осуществлять самостоятельную работу с литературными, статистическими и картографическими источниками, а также делать соответствующие выводы на основе изучения, обобщения, систематизации и анализа изучаемой информации.


К научно-исследовательской работе предъявляются следующие требования:

       актуальность;

       четкость построения;

       логическая связь между главами (разделами) и последовательное развитие (от общего к частному) основной идеи темы на протяжении всего исследования;

       краткость и точность формулировок;

       конкретность изложения результатов работы;

       доказательность обобщающих суждений.

При оценке содержания работы используются следующие критерии:

       сумел ли обучающийся подобрать достаточный, адекватный и актуальный список литературных и иных источников информации, необходимых для осмысления проблемы, обозначенной в качестве темы;

− составил ли     обучающийся     логически  обоснованный    план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

       удалось ли обучающемуся собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

       умеет ли обучающийся анализировать материал и формулировать обобщающие суждения;

       какие методы научного исследования в работе использовал обучающийся;

       насколько самостоятельно обучающийся выполнил работу;

       отвечает   ли   работа   требованиям   объективности,   корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения результатов;

       достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

       правильно ли оформлена работа в целом, в том числе ссылки на использованные источники.

Выполнение научно-исследовательской работы по направлению «География» включает в себя следующие этапы:

       выбор темы исследования;

       обоснование актуальности выбранной темы;

       определение объекта и предмета исследования;

       постановку цели и задач исследования;

       выбор методов проведения научного исследования;

       разработку программы исследования и плана написания работы;

       изучение источников информации и написание теоретической части исследования;

       обработку аналитического материала, описание процесса исследования;

       обсуждение результатов исследования;

       формулирование выводов, отражаемых в заключении;

       оформление работы;

       защиту курсовой работы.

Правильная постановка проблемы имеет очень большое значение в методологии научного исследования. Обоснование проблемы определяет стратегию выполнения исследовательской работы и направление научного поиска ее анализа.

Объектом исследования называют ту сферу географической области, которую избирает для исследования обучающийся.

Затем выделяется предмет исследования — это тот угол зрения, под которым смотрят на объект исследования.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, та часть объекта исследования, которая подлежит специальному изучению и анализу. Предмет исследования связан с конкретным туристским предприятием.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Для облегчения восприятия данных категорий следует помнить, что объект исследования – это некий процесс или явление, а предмет исследования – это содержательная часть этого процесса или явления.

Следует помнить важное правило: предмет исследования всегда должен находить отражение в теме работы, но не дублировать ее и цель исследования.

Цель исследования — это словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге проведенной научной работы. Входит в научный аппарат исследования и в работе формулируется на основе аналитической деятельности.

При формулировании цели исследования следует помнить, что работа по дисциплине «География» носит реферативно-исследовательский характер. Реферативный характер предполагает выделение проблемного характера изложения, анализ разных подходов к изучаемым проблемам и аргументацию своей позиции и отношения. Исследовательский характер предполагает создание новых знаний, аргументированных выводов по тем или иным вопросам, касающихся области исследования.

Корректная формулировка задач исследования является очень важным моментом исследовательской деятельности. Важность данного процесса определяется тем, что заголовки глав и параграфов исходят из формулировок задач исследования.

Метод понимается как конкретный способ и путь исследования построения и обоснования системы знаний о предмете, включающий в себя различные приемы исследования. Уже изученные явления, процессы, закономерности служат образцами, моделями для последующего изучения других явлений и процессов. Поэтому в научных исследованиях важен не только вывод, но и путь к нему, способ познания, цепочка умозаключений, приводящих к выводу.

Базовым методом исследования при написании научно-исследовательской  работы является анализ данных научной и научно-методической литературы.

Решающим критерием определения необходимых методов исследования является предмет исследования. Среди научных методов выделяют, во-первых, группу эмпирических методов:

       наблюдение — изучение конкретных объектов и их свойств путем восприятия зрительными и слуховыми органами, с помощью приборов или анализа деятельности предприятия согласно программе исследования;

       измерение — изучение объектов путем выявления их точных количественных характеристик в соответствии с определенными эталонными мерами;

       описание — фиксирование в тексте результатов наблюдения и измерения объектов;

       эксперимент — искусственное создание различных условий, в которых объект проявляет свои свойства, с целью их фиксации и изучения, различают полевой и кабинетный виды эксперимента;

       статистический — получение количественных сведений об объекте на основе предварительно установленных одинаковых параметров для разных объектов.

С       помощью этих методов идет сбор фактов, под которыми понимаются явления и события окружающего мира. Если точнее, то факт — это информация (сведения) о реальном событии, чья достоверность не подлежит сомнению, подтверждена убедительными доказательствами. Примером называется яркий факт, хорошо иллюстрирующий какое-либо теоретическое положение.

Во-вторых, выделяют теоретические методы, которые подразделяются на следующие категории:

а)      аналитические методы:

       абстрагирование — заключается в отвлечении каких-либо отдельных свойств от реальных, конкретных объектов;

       идеализация — обнаружение сущностных характеристик, отвлечение от случайных конкретных особенностей;

       выделение — концентрация внимания на одной из сторон объекта;

       различение — выявление характерных особенностей, свойственных различным объектам, находящимся вместе;

       обобщение — поиск общих свойств, присущих различным явлениям;

       аналогия — сопоставление изучаемого явления с другими, подобными;

       экстраполяция — распространение обнаруженных в одной сфере тенденций и закономерностей на другую сферу;

       сравнение — сопоставление различающихся объектов с целью уточнения сходства и различия;

       структурный    изучение  состава  входящих  в  объект  элементов, подчиняющихся принципам субординации и координации;

       логический — выявление связей между объектами, подчиняющимися правилам формальной логики;

       идентификация — отождествление изучаемого объекта с каким-либо образцом, моделью, архетипом;

       редукционизм — изучение сложного объекта как суммы простых элементов, при этом сложные явления рассматриваются как бы в виде проекции на плоскости, что упрощает и схематизирует их;

б)      синтезирующие методы:

       индукция — восхождение от частного к общему, от единичных фактов

к обобщающему логическому заключению;

       дедукция — вывод следствий из обобщения, или из аксиоматических теоретических оснований выводятся следствия, касающиеся частных случаев.

Например, если имеется класс предметов, обладающих определенными свойствами, то каждый отдельный предмет будет обладать этими же свойствами;

       систематизация — обнаружение связей и взаимоотношений составных элементов целого;

       классификация и типология — поскольку объем внимания человека не беспределен,       исследователь     непроизвольно   группирует         объекты,    если         их количество превышает этот объем, причем классификация может быть построена по любым, даже случайным основаниям, а типология должна строиться по сущностным основаниям и давать исчерпывающее описание всех типов;

       комплексный — сочетание различных методов при изучении сложного феномена, причем предполагается их взаимосвязь и взаимодополняемость, поскольку системность изучения и осмысления должна отражать системность самого объекта;

       интеграция — соединение различных элементов в единое целое;

       аксиологический (ценностный) метод исследования общества или культуры заключается в выявлении и изучении ценностной картины мира,

ценностных потенциалов и отношений субъектов культуры, процессов и характера оценивания, оснований оценки, ее характера, угла зрения, шкалы ценностей, сравнимости и измерения ценности;

− диалектический метод заключается в исследовании единства противоположностей;

в)      методы объяснения:

       каузальный (причинный) — выявляются причинно-следственные связи, когда одно явление выступает в качестве причины, другое (следствие) напрямую порождается им;

       функциональный — выявляются наиболее эффективные способы решения регулярно возникающих задач (функций) по удовлетворению потребностей человека и/или общества;

 

       исторический — используется временной угол зрения при исследовании феномена. Это установление, во-первых, времени, в котором происходило или происходит событие (соотнесение времени события с континуальным временем, с общепринятой хронологией), во-вторых, продолжительности события (дискретное время события), в-третьих, темпа, ритма и динамики события, в-четвертых, основных этапов, а также характера изменений, происходящих на каждом этапе;

       герменевтический — направлен на интерпретирование текста, который является главным объектом и предметом гуманитарных наук;

       диахронический      сопоставляет   различные   этапы   процесса, происходившие в разное время;

       синхронический — заключается в изучении и сопоставлении одновременных событий;

       ассоциация (по сходству, смежности, контрасту) обнаруживает важные свойства объекта на основе аналогии или противоположности с другими объектами;

       прогностический — подчинен потребности описать будущие события на основе экстраполяции, распространения закономерностей прошлого в будущее.

Типичные задачи научного исследования в научно-исследовательской работе по географии:

1)      описать исследуемую проблему;

2)      обнаружить причины и условия существования проблемы;

3)      объяснить указанные причины возникновения проблемы;

4)      выстроить классификацию исследуемых явлений;

5)      обнаружить и обосновать способы решения проблемы.

Обработка аналитического материала, описание процесса исследования

Исходя из поставленных задач исследования, в ходе обработки реферативно-исследовательского материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем? и для какой цели?» Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость        обобщающих         суждений.  Они   должны      быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Описание процесса исследования – основная часть научно-исследовательской работы по направлению «География», в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий